Космические путешествия: Мечты и перспективы

Публикуется в разделе "К звездам"

Доктор Стен Оденвальд – астроном и преподаватель Национального аэрокосмического института. Докторскую степень по астрофизике Стен получил в Гарвардском университете в 1982 году. Он также активный популяризатор науки и автор нескольких книг, создатель нескольких образовательных веб-сайтов в области математики и естественных наук. Сейчас мы предлагаем вам его последнюю небольшую статью, на днях опубликованную на сайте Huffington Post и посвященную межзвездным, межпланетным путешествиям и… мечтам.

Почему, несмотря на 60 лет непрерывных усилий, мы не так и не продвинулись в вопросе космических путешествий? Это объясняется просто: у нас есть мечта о межзвездных путешествиях, но нет технологий, и наоборот, у нас есть технологии для межпланетных путешествий, но нет мечты.

Межзвездные путешествия: Мечты без технологий

Самая большая проблема – как добраться до звёзд? Но это всего лишь вопрос масштаба. Парусные и дизельные суда – это хороший способ путешествовать по земным океанам, но эта технология не подходит для преодоления расстояний в 100 раз больше, чтобы за несколько дней доставить нас до Луны. Для этого мы должны использовать ракеты на химическом топливе. Точно так  же, еще 100-кратный масштаб нас ожидает в межпланетном пространстве, и химических ракет для этого уже недостаточно. Нужна совершенно иная технология, например, ионные двигатели, работающие на солнечной или ядерной энергии.

Но в межзвездном пространстве мы сталкиваемся с огромным масштабом: там расстояния более чем в 100000 раз больше межпланетных. Тут требуются такие технологии двигателей, которые отличались бы от ионных так же, как самые передовые ионные двигатели отличаются от древних парусников. Можете сразу забыть о "варп-двигателях", поскольку физики даже не понимают, что такое пространство и гравитация, не говоря уже о том, чтобы их искривлять. Нет даже доказательств того, что пространство квантовано.

Канонический звездолет "Энтерпрайз" с варп-двигателем
Канонический звездолет "Энтерпрайз" с варп-двигателем

Еще один вопрос – куда лететь? Как я уже отмечал в своих предыдущих публикациях в Huffington Post и в книге "Межзвездные путешествия: Руководство астронома", цена межзвездных перелетов настолько высока, что прежде чем куда-то лететь, мы должны тщательно исследовать возможные места назначения дистанционно. При стоимости миссии в триллионы долларов, мы не полетим к звезде, заранее не узнав о наличии у нее планет. Но не просто планет. Для оправдания экономических рисков и опасностей такого путешествия, там должна быть планета размером с Землю, с кислородной атмосферой и находящаяся в "обитаемой зоне", а стало быть, имеющая биосферу. Мы просто не можем себе позволить столетнее путешествие для того, чтобы потом жить под куполом или исследовать в скафандрах бесплодные скалы при огромной силе тяжести.

Сейчас мы начинаем создавать каталог планет земного типа в обитаемых зонах звёзд недалеко от Солнечной системы. Вам придется забыть обо всех популярных целях ближе 50 световых лет, таких как Альфа Центавра, звезда Барнарда или Эпсилон Эридана. Мы пока не нашли ни одной планеты с кислородной атмосферой в радиусе 100 световых лет и даже более. И наш первый межзвездный полет будет не дешевой прогулкой к Альфе Центавра, а гораздо более технически сложной экспедицией за 100 световых лет… Или еще дальше.

Мы много мечтаем о межзвездных путешествиях и о том, что мы будем делать, когда доберемся до звёзд. Научная фантастика изобилует огромным списком  возможных сценариев. Но правда заключается в том, что все эти мечты не поддержаны ни одной известной нам технологией, позволяющей преодолеть хотя бы минимум 100 световых лет.

Хотя межзвездное путешествие представляет проблему далеко за пределами нашего нынешнего уровня знаний и технологий, межпланетные путешествия вполне осуществимы при существующих технологических достижениях. Это уже не вопрос технологических ноу-хау, а вопрос политической воли.

Продолжение статьи: Межпланетные путешествия: Технологии без мечты